О странных миражах, возникающих иногда на Волге, еще в прошлом веке писал А. Ф. Леопольдов в книге “Заметки о самарском крае”. В 1927-м году Н. А. Степной записал в тех местах следующую легенду:
“И когда встает на востоке над Волгой солнце, видны над рекой дворцы и стены Мирного города. И стоит он по-старому, и ждет когда богатства его людям понадобятся.
.. Мирный город - это и есть главный дворец княжны Волги. Здесь ее склады, разные помещения. А в них чего-чего она, княжна, не положила. ...Княжна бережет накопленное, охраняет...”
Здесь нужно внести некоторую ясность. Княжна - та самая, которую Стенька Разин утопил. А сам он представляется в местных преданиях как злобный карлик, грабящий всех, кого увидит.
"Лодка Стеньки Разина давно уже не летает. Столько в ней злата, серебра, жемчугов да алмазов, что вросла она в землю по самую верхушку мачты. А хозяин бегает вокруг лодки, пытается вытащить, бесится, но сделать ничего не может".
Стоп, а это откуда? Какая еще летающая лодка? Легенды, правда, говорят о том, что у Стеньки такая была, но можно ли верить легендам? Конечно, при этих словах у многих возникнет желание связать эти рассказы с определенным типом летающей посуды, однако действительность здесь, как и во многих других случаях может оказаться гораздо более удивительной.
Дело в том, что эти легенды иногда имеют удивительное продолжение. Горд Кир-Углы (в русскоязычных преданиях его зовут Мирным городом) иногда появляется над рекой в окрестностях Жигулей как удивительно яркий и необыкновенно четкий мираж. Но даже в этом не было бы ничего невероятного, но ведь мираж - это оптическое явление, показывающее в более или менее искаженной форме предметы, расположенные на самом деле не в том месте, где мы видим изображение-мираж.
Странно то, что мест, которые показывают нам волжские миражи, похоже нет не только в окрестностях, но и где-либо на земном шаре.
Этот “город” (некоторые очевидцы называют его “храмом”) представляет собой купол, окруженный ажурными башенками. Окружение его меняется - одни видят его на берегу водного пространства (озера или моря), другие на краю обрыва, третьи на склоне холма.
Наблюдали Кир-Углы очень давно и довольно часто (местные жители утверждают, что он бывает виден не реже раза в месяц), но первое документально зафиксированный случай миража относится к 60-м годам. Автор наблюдения пожелал остаться неизвестным:
"Из тумана поднялся город. Он светился различными цветами, словно ночная радуга, опустившаяся на землю. Вознеслись над ночной рекой стены и башни, удивительные и многоцветные, будто бы горсть драгоценностей была брошена со звездного неба на землю. Но было видно, что многие изумительные башни были разрушены, а от многих дворцов остались одни руины. И все это видение опутывал какой-то клубок чувств, чья-то ненависть, слепая и нерассуждающая.
Казалось, будто время иных миров царило здесь. Нам казалось, что мы слышен странный пульсирующий звук - некую погребальную песню, несущуюся над волнами и над этим волшебным городом. Звук был то мягким и нежным, то становился яростным и вызывал боль. Звук нарастал, делался невыносимым, а затеи замирал. Но ощущение ужаса не пропадало. И в сиянии этого города, все что было лишь легендами для нашего привычного мира, стало крайне реальным, рождая страх и ужас.
Город пропал также внезапно, как и появился. Но у нас с этой ночи начались неприятности. Участники экспедиции начали болеть."
9 августа 1990 г. в 22:20 над Жигулями, на северо-востоке от Васильевских островов, наблюдался огромный красный шар. Н. Бузин дает такую последовательность его эволюции: "Шар. Затем красный круг, как кольцо. Рядом светящийся объект." Н. Торский: "Словно крестовина по центру "луны" красно-оранжевого цвета. "Шар потемнел и на его фоне начали появляться объемные зеленоватые изображения. Они быстро сменяли друг - друга. Попытки зафиксировать это явление на фотопленку чувствительностью 250 ед. закончилось безрезультатно. Затем возникла классическая "летающая тарелка", с парой двойных огоньков, расположенных на корпусе и равноудаленных от середины. Потом "тарелка" исчезла и появился некий кристалл. Он "развернулся" в чудесную Башню. Огромный купол явился в небе, а над ним возносилась, сходясь кверху, некая конструкция, словно набранная из множества тонких выпуклых линз. Эта башня имела перевернутое отражение в зеленоватой ряби "небесной воды", занимавшей нижнюю часть этого странного шара.
Это изображение было последним, в 23:00 шар исчез. Но перед этим мы ощутили на себе некий давящий взгляд, некое беспокойство, словно идущее из глубины веков. Что это было? Нам сразу вспомнились рассказы о затерянном где-то в Жигулях Храме Грифонов Рифейского Ущелья и о Башне Магов Зеленой Луны. Ее наблюдают случайно. Повторный, специальный поиск не дает результатов. Случайные очевидцы рассказывают об огромном куполе, имеющем множество больших и маленьких башенок. Они покрыты стелящимися растениями и деревьями, растущими прямо из стен. Купол очень тяжел. Его громадина давит на землю, вызывая воду и делая влажной почву даже в самую сильную жару...”
Жигулевские миражи бывают поразительно яркими и четкими, что и породило гипотезу о работе какого-то древнего механизма. Механизм это или нет, однако встречаются иногда вот такие описания:
“Уже на обратном пути, когда возвращались к берегу, разразилась над Жигулями гроза... Вдруг в черных тучах появилось почти правильное квадратное отверстие. По его периметру пробежал красный луч, как нам показалось, пущенный откуда-то из-под земли. Затем в небесном окне, словно на экране телевизора, появилось яркое цветное изображение. Это был пейзаж морского залива, окаймленного невысокими холмами, заросшими странным, интенсивно- фиолетового цвета, лесом. А над морем раскинулось бледное, почти белое небо. Изображение медленно смещалось, словно передававшая его "телекамера" поворачивалась по часовой стрелке. Мы все ждали, когда же появятся на "экране" ажурные башни, увенчанные куполами. Но так их, увы, и не увидели. Устойчивую картинку мы наблюдали минут пятнадцать, потом она начала медленно тухнуть...”.
Свежие комментарии